Учебный план 2023-2024 уч.год

Пояснительная записка
к учебному плану МБОУ «Етышинская ООШ»
на 2023-2024 учебный год
1-4классы.
Учебный план МБОУ «Етышинская ООШ» обеспечивает реализацию требований
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Разработан в
соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
-Приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 №992 «Об утверждении ФОП НОО»,
-Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - Гигиенические нормативы),
-Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - Санитарно-эпидемиологические требования),
-Уставом МБОУ «Етышинска ООШ».
В 2023-2024 учебном году в МБОУ «Етышинская ООШ» реализуются ФОП НОО. Учебный
план в соответствии с федеральными требованиями фиксирует максимальный объём учебной
нагрузки обучающихся, перечень обязательных учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию по классам (годам) обучения; определяет часть,
формируемую участниками образовательных отношений (компонент образовательного
учреждения), и общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования.
Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования. Учебные занятия в 1-4-х классах
проводятся по 5-дневной учебной неделе в первую смену. Продолжительность учебного года
для обучающихся 1 класса составляет 33 учебные недели; для обучающихся 2-4 классов – 34
учебные недели. Продолжительность урока составляет в 1 классе - 35 минут, во 2-9 классах 40 минут. В 1 классах используется «ступенчатый» режим обучения, а именно: в сентябре,
октябре - по 3 урока в день, с ноября - по 4 урока в день. При реализации учебного плана
используются учебники в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию. На уровне начального общего образования реализуется обновленный ФГОС
НОО и ФООП НОО. В ходе освоения образовательных программ начального общего
образования у обучающихся формируются базовые основы знаний и надпредметные умения,
составляющие учебную деятельность младшего школьника и являющиеся фундаментом
самообразования на следующих ступенях обучения:
 система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать
учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их
результат;
 универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные коммуникативные);
 познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной
деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения,
здорового образа жизни.
Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
 формирование гражданской идентичности обучающихся;
 приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям,
информационным технологиям;
 готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего
образования;
 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
 личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения
учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного
процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, а система оценки
должна обеспечивать индивидуальные достижения обучающихся. Обязательная предметная
область «Русский язык и литературное чтение» включает обязательные учебные предметы
«Русский язык» и «Литературное чтение». При 5-дневной учебной неделе обязательная часть
учебного предмета «Русский язык» в 1-4 классах составляет 5 часов в неделю, «Литературное
чтение» в 1-4 классах – 4 часа в неделю. Обязательная предметная область «Иностранный
язык» включает обязательный учебный предмет «Иностранный язык» во 2-4 классах в объеме
2 часов в неделю. Обязательная предметная область «Математика и информатика»
представлена обязательным учебным предметом «Математика» во 1-4 классах (4 часа в
неделю). Обязательная предметная область «Технология» представлена обязательным
учебным предметом «Технология» (1 час в неделю). Интегрированный учебный предмет
«Окружающий мир» в 1-4 классах изучается как обязательный по 2 часа в неделю. В его
содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной
направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Комплексный
учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется
как обязательный в объеме 1 часа в неделю в 4 классе по модулю «Основы православной
культуры». В обязательную предметную область «Искусство» включены обязательные
учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» (по 1 часу в неделю).
Обязательный учебный предмет «Физическая культура» изучается в объеме 3 часов в неделю в
1-3 классах (1 час из компонента ОО), в 4 кл 2 часа в неделю. Максимально допустимая
недельные нагрузки при 5-дневной учебной неделе в 1 классе составляет 21 час в неделю, во 24 классах – 23 часа в неделю. Школа работает в режиме пятидневной учебной недели.
Промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся 2-4 классов.
Основные формы промежуточной аттестации:
Диктант с грамматическим заданием
Контрольная работа
Зачет
Практическая работа
Изложение
Сочинение
Тестовая работа
Проектная работа
Промежуточная аттестация учащихся школы в 2023-2024 учебном году распределяется по
классам следующим образом:

Класс

Предмет

Форма промежуточной аттестации

2 кл

Русский язык

Диктант с грамматическим заданием

Литературное чтение

Тестовая работа

Иностранный язык

Тестовая работа

Математика

Контрольная работа

Окружающий мир

Тестовая работа

Музыка

Практическая работа

Изобразительное искусство

Практическая работа

Технология

Проектная работа

Физическая культура

Зачет

Русский язык

Диктант с грамматическим заданием

3кл

4 кл

Литературное чтение

Тестовая работа

Иностранный язык

Тестовая работа

Математика

Контрольная работа

Окружающий мир

Тестовая работа

Музыка

Практическая работа

Изобразительное искусство

Проектная работа

Технология

Проектная работа

Физическая культура

Зачет

Русский язык

Диктант с грамматическим заданием

Литературное чтение

Тестовая работа

Иностранный язык

Тестовая работа

Математика

Контрольная работа

Окружающий мир

Тестовая работа

Музыка

Практическая работа

Изобразительное искусство

Практическая работа

Технология

Проектная работа

Физическая культура

Зачет

Учебный план
2023 – 2024 учебный год
начальное общее образование
пятидневная учебная неделя

Предметные области

Учебные предметы/классы

Обязательная часть

Количество часов
Всего
в неделю
I

II

III

IV

Русский язык и
литературное чтение

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика и
информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

2

8

-

-

-

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Музыка

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого:

20

22

22

23

87

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

1

1

1

0

3

Физическая культура

1

1

1

Учебные недели

33

34

34

Всего часов

693 782 782 782 3039

Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная
действующими санитарными правилами и гигиеническими
нормативами

21

Основы религиозных
Основы религиозных культур и светской
культур и светской этики этики
Искусство

23

23

3
34

23

135

90

Пояснительная записка
к учебному плану МБОУ «Етышинская ООШ»
на 2023-2024учебный год
5-9 классов.
Учебный план МБОУ «Етышинская ООШ»разработан в соответствии со следующими
документами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст. 12 п.6 в ред. ФЗ от 24.09.2022 г. № 371)
− Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г.
№ 287
− Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11. 2022 г. № 993
− Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28
− Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской федерации от
28.01. 2021 г. № 2.
− Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 (рег. № 19676 от
02.02.2011 г.) «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
-Устав МБОУ «Етышинская ООШ»
Учебный план на 2023 – 2024 учебный год составлен на основе федерального учебного плана
основного общего образования вариант 1, утвержденного приказом Министерства
просвещения России от 16.11.2022 г. № 993 «Об утверждении федеральной образовательной
программы основного общего образования». Так как учебный план на уровне основного
общего образования в 2023-2024 учебном году сформирован в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными
основными общеобразовательными программами, на уровне основного общего образования
будут реализовываться федеральные рабочие программы. Учебный план основной
образовательной программы основного общего образования (далее – учебный план)
обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО и ФОП ООО, определяет общие рамки
отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации
образовательной деятельности. Учебный план:
− фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
− определяет и регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их
освоение и организацию;
− распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
Особенности учебного плана Учебный план основного общего образования:
− определяет нормативный срок освоения основной образовательной программы основного
общего образования - 5 лет;
− определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов, направлений
внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию;
− распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам
и учебным годам.
− определяет продолжительность учебного года (34 учебные недели для V- IX классов); −
продолжительность урока - 40 минут;
− фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся: 29 часов в неделю в 5
классах, 30 часов в неделю в 6 классах, 32 часа в неделю в 7 классах, 33 часа в неделю в 8
классах, 33 часа в неделю в 9-х классах.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов, обязательных для всех имеющих по данной программе государственную
аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу

основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей по выбору обучающихся. Обязательная часть учебного плана для 5-9 классов
определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей:
− русский язык и литература (русский язык, литература);
− иностранный язык (иностранный язык);
− общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
− математика и информатика (математика, информатика, вероятность и статистика);
− естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
− основы духовно-нравственной культуры народов России;
− искусство (изобразительное искусство, музыка, искусство);
− технология (технология);
− физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура,
основы безопасности жизнедеятельности).
Реализация преподавания учебного предмета "Основы духовно-нравственной культуры
народов России" при внедрении ФОП ООО предусмотрена в 5 и 6 классах (1 час в неделю).
Общая стратегия курса заключается не только в расширении образовательного кругозора
учащегося, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного,
честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской
Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному,
межэтническому и межконфессиональному диалогу. Предметная область «Общественнонаучные предметы» способствует интеллектуальному развитию учащихся, развитию
познавательных способностей и социализации личности, формированию у учащихся научной
картины мира, жизненной позиции в процессе усвоения социального опыта. Для реализации
модуля "Введение в Новейшую историю России" (9 классы) в учебном курсе "История
России" количество часов на изучение учебного предмета "История" увеличено на 14 учебных
часов. В предметной области «Математика и информатика» предусмотрено введение в 7 - 9
классах нового учебного курса "Вероятность и статистика". ФОП ООО определено введение
данного курса с выделением соответствующего для изучения учебного времени, начиная с 7
класса. Чтобы обеспечить реализацию требований ФГОС основного общего образования
учащимися 8 и 9 классов, овладение программой учебного курса "Вероятность и статистика"
будет организовано в рамках учебного курса "Алгебра", с добавлением в него вероятностностатистического содержания, предусмотренного программой к изучению в настоящий и
предшествующие годы обучения, а также будет добавлен один час в учебный план.
Предметная область «Естественно-научные предметы» направлена на формирование системы
знаний фундаментальных законов природы, современных физических теорий и
естественнонаучной картины мира, умений и навыков наблюдения за процессами,
происходящими в природе, планирование и проведение экспериментальных исследований,
систематизацию и интерпретацию их результатов, универсальных учебных действий,
учащихся посредством вовлечения их в проектно-исследовательскую деятельность,
творческие занятия, основу которых составляют: умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, проводить эксперимент, структурировать материал. На учебный предмет
«Физическая культура» в инвариантной части учебного плана отводится 2 часа в неделю. Из
части, формируемой участниками образовательных отношений выделено по 1 часу в 1-3, 5-8
классах.Главным в решении задач физического воспитания учащихся является направленность
на укрепление здоровья, овладение школой движений, развитие координационных и
кондиционных способностей, формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме
дня, выработку представлений об основных видах спорта, приобщение к самостоятельным
занятиям физическими упражнениями, подвижными играми. Предметная область
«Искусство», направлена на овладение учащимися следующими компетенциями:
коммуникативной, ценностно-ориентированной, рефлексивной, навыками личностного
саморазвития, что способствует развитию школьника как компетентной личности путем
включения его в различные виды ценностной деятельности. Роль учебного предмета
«Технология» обусловлена объективно существующей потребностью подготовки
обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями.
Из части, формируемой участниками образовательных отношений, выделены часы:

- Для воспитания многогранной личности, способной к саморазвитию, самовоспитанию,
самообучению курс «Я, ты, он, она - вместе целая страна» 1 час в 5 классе;
- Для формирования у школьников готовности к профессиональному самоопределению курс
«Билет в будущее» 1час в 8 классе;
-Для знакомства с практикой экзамена по русскому языку курс «Подготовка к ОГЭ по
русскому языку» 0, 5 часа в 9 классе;
-Для расширения грамматического и лингвистического кругозора детей курс «Занимательная
грамматика по английскому языку» 1 час в 7 классе.
Промежуточная аттестация по учебным предметам проводится в целях проверки освоения
учащимися государственного образовательного стандарта. Определены следующие предметы
и формы проведения промежуточной аттестации:
класс

предмет

форма промежуточной аттестации

5 кл

Русский язык

Диктант с грамматическим заданием

Литература

Проектная работа

Иностранный язык

Тестовая работа

Математика

Контрольная работа

История

Контрольная работа

Природоведение

Тестовая работа

Искусство (Музыка и ИЗО)

Тестовая работа

Технология

Зачет

Физическая культура

Зачет

Русский язык

Диктант с грамматическим заданием

Литература

Тестовая работа

Иностранный язык

Тестовая работа

Математика

Контрольная работа

История

Контрольная работа

Обществознание

Тестовая работа

География

Тестовая работа

Биология

Тестовая работа

Искусство (Музыка и ИЗО)

Тестовая работа

Технология

Проектная работа

Физическая культура

Зачет

Русский язык

Диктант с грамматическим заданием

Литература

Тестовая работа

Иностранный язык

Тестовая работа

Математика

Контрольная работа

История

Контрольная работа

Обществознание

Тестовая работа

География

Тестовая работа

6 кл

7 кл

8 кл

9 кл

Физика

Тестовая работа

Биология

Тестовая работа

Искусство (Музыка и ИЗО)

Тестовая работа

Технология

Проектная работа

Русский язык

Изложение

Литература

Тестовая работа

Иностранный язык

Тестовая работа

Математика

Контрольная работа

Информатика и ИКТ

Тестовая работа

История

Контрольная работа

Обществознание

Тестовая работа

География

Тестовая работа

Физика

Тестовая работа

Химия

Контрольная работа

Биология

Тестовая работа

Искусство

Тестовая работа

Технология

Проектная работа

ОБЖ

Тестовая работа

Физическая культура

Зачет

Русский язык

Тестовая работа

Литература

Тестовая работа

Иностранный язык

Тестовая работа

Математика

Контрольная работа

Информатика и ИКТ

Тестовая работа

История

Контрольная работа

Обществознание

Тестовая работа

География

Тестовая работа

Физика

Тестовая работа

Химия

Контрольная работа

Биология

Тестовая работа

Искусство

Тестовая работа

Физическая культура

Зачет

Учебный план
2023 – 2024 учебный годосновное общее образованиепятидневная учебная неделя
Предметные области

Учебные предметы классы

Обязательная часть

Количество часов в неделю
V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Русский язык

5

6

4

3

3

21

Литература

3

3

2

2

3

13

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика

5

5

Русский язык и литература
Иностранные языки

Математика и информатика

Алгебра

3

3

3

9

Геометрия

2

2

2

6

Вероятность и статистика

1

Информатика

1

1

1

3

2

2

2

2

10

1

1

1

1

4

1

2

2

2

8

2

2

3

7

2

2

4

2

2

7

История
Общественно-научные предметы

2

Обществознание
География

1

Физика
Естественнонаучные предметы

10

Химия
Биология

1

1

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

Музыка

1

1

1

1

Технология

2

2

2

1

1

8

Физическая культура

2

2

2

2

2

10

1

1

2

Основы духовно-нравственной культуры Основы духовно-нравственной культуры
народов России
народов России

1

1

2
3

Искусство
Технология
Физическая культура и основы
безопасности

Основы безопасности жизнедеятельности

4

Итого

27

29

30

30

31

147

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2

1

2

3

2

8

Физическая культура

1

1

1

1

История
Алгебра
Я, ты, она-вместе целая страна

1

0,5

0,5

1

2

1

1

Занимательная грамматика

1

Билет в будущее

1
1

Подготовка к ОГЭ по русскому языку
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной неделе) в соответствии с
действующими санитарными правилами и нормами

4

29

30

32

33

1
0,5

0,5

33

157

Пояснительная записка
к учебному плану МБОУ «Етышинская ООШ»
на 2023-2024 учебный год
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
6,8 класс
Учебный
план
обеспечивает
реализацию
адаптированной
основной
общеобразовательной программыдля обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант
1), определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебного
времени, отводимого на изучение различных предметных областей, учебных предметов и
коррекционную подготовку, предусмотренную для обязательных индивидуальных и групповых
коррекционных занятий для обучающихся. Нормативной основой разработки учебного плана
являются:
1.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
министерства образования и науки РФ от 19.12. 2014г. № 1599;
3.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденнаяприказом
Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №
28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5.Письмо Министерства образования РФ от 11.08.2016г.№ВК-1788/07 «Об организации
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
6.Приказ МинПросвещения РФ от 21 сентября 2022 г. №858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
7.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Етышинская
ООШ» (вариант 1);
8.Устав МБОУ «Етышинская ООШ»;
9. Локальные акты МБОУ «Етышинская ООШ».
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающих областей. Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана

определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей,
которые должны быть реализованы и учебное время, отводимое на их изучение.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования умственно-отсталых обучающихся:
-формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
-формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического

развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая
область. Промежуточная аттестация с аттестационными испытаниями проходит в форме
контрольных работ только по русскому языку и математике. По остальным предметам
учебного плана промежуточная аттестация проводится безаттестационных испытаний на
основании текущей успеваемости и с фиксацией результатов в виде годовой аттестации по
предметам.

Учебный план
2023-2024 учебный год
для обучающихся по адаптированной образовательной программе для
детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).
6, 8 классы
пятидневная учебная неделя.
Предметные области
Классы
Количество часов в неделю
Учебные предметы

6

8

всего

Русский язык

4

4

8

Чтение (Литературное чтение)

4

4

8

Математика

4

3

7

1

1

Обязательная часть
Язык и речевая практика

Математика

Информатика
Естествознание

Природоведение

2

Биология

Человек и общество

География

2

Мир истории

2

Основы социальной жизни

2

История Отечества
Искусство

2
2

2

2

4
2

2

4

2

2

Рисование (изобразительное
искусство)

0

Музыка

0

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

2

2

4

Технология

Профильный труд

6

7

13

28

29

58

1

2

Итого

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Физическая культура

1

Коррекционное занятие

1

Максимально допустимая недельная нагрузка при 5- ти
дневной учебной неделе

30

1
30

61

Пояснительная записка
к учебному плану МБОУ «Етышинская ООШ»
на 2023-2024 учебный год
для обучающихся с РАС
1 класс
Пояснительная записка к индивидуальному учебномуплану обучающегося на дому по
адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра, вариант 8.2 на 2023-2024 учебный год,
1 класс. Индивидуальный учебный план АООП НОО обучающегося с РАС (вариант 8.2) (далее
― учебный план) на 2023-2024 учебный год, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объѐм аудиторной нагрузки обучающегося, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение. Индивидуальный учебный
план является составной частью адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра,
вариант 8.2 определяет перечень, трудоемкость, последовательность учебных предметов и
формы промежуточной аттестации. При разработке индивидуального учебного плана
использованы следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи» (Приказ
Минюста РФ от 18.12.2020 N 61573);
- Санитарно-эпидемиологические правила от 30.06.2020 №16 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1598 «Об утверждении
федеральных государственных стандартов начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 года № АФ150/06 «О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми – инвалидами»;

Индивидуальный учебный план составлен на основе федерального учебного плана ФАОП
НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.2). Индивидуальный учебный план соответствует
действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных
действующим санитарными требованиями. В учебном плане представлены 6 предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом
особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с РАС. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков
психофизического развития обучающегося. Учебный план состоит из двух частей —

обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть индивидуального учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на
их изучение. Предметные области и учебные предметы сохранены в полном объѐме.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с РАС:
- формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и
этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся с РАС к продолжению образования на последующем уровне
основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие обучающегося с РАС в соответствии с его индивидуальностью;
- минимизацию негативного влияния РАС на развитие обучающегося и профилактику
возникновения вторичных отклонений.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет
в 1 классе - 33 недели. Продолжительность урока (академического часа) - 35 минут в первом
классе. Обучение ведется на русском языке. Количество часов занятий с учителем в
соответствии с обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных
отношений составляет 8 часов в неделю. Коррекционно-развивающая область, согласно
требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями,
направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в
современных жизненных условиях., формированием практических общеучебных знаний и
навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность обучающегося в быту,
социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.

Учебный план
для обучающегося с расстройствами аутистического спектра
1 класс
на 2023-2024 учебный год
надомное обучение

Предметные
области

Классы

Количество часов в
неделю

учебные
предметы

Всего

1
Обязательная часть

Язык и речевая Русский язык
практика
Чтение

2

2

1

1

0,5

0,5

1

1

1

1

Музыка

0,5

0,5

Изобразительное
искусство

0,5

0,5

Физическая
культура

Физическая
культура

0,5

0,5

Технология

Ручной труд

0,5

0,5

0,5

0,5

8

8

Речевая практика
Математика

Математика

Естествознание Мир природы и
человека
Искусство

Коррекционно развивающие
занятия
ИТОГО

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Максимально допустимая
недельная нагрузка при 5- ти
дневной учебной неделе

о

о

8

8

Пояснительная записка
к плану внеурочной деятельности
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Етышинская основная общеобразовательная школа»
для 1-9 классов, реализующих ФГОС НОО и ООО
2023-2024 учебный год
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения ФГОС НОО, ФГОС ООО,
(предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной.
План внеурочной деятельности определяет содержательное наполнение
направлений внеурочной деятельности, учебное время, отводимое на реализацию
внеурочной деятельности, общий объем нагрузки обучающихся в классах, реализующих
ФГОС НОО, ФГОС ООО.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными
документами и методическими рекомендациями:
 Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации».
 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 №
64101) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/.
 Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
05.07.2022г.№ТВ– 1290/03«О направлении методических рекомендаций»
(Информационно- методическое письмо об организации внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
обновленных
федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования).
 Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации
занятий «Разговоры о важном».
 Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи»,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №
28 (далее – СП 2.4.3648-20).
 Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945р).
 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400).
 Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС)
начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
 Приказом МОиН РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта начальногообщего
образования» - ФГОС НОО.












Приказом МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» - ФГОС ООО.
Приказом МОиН РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общегообразования»
- ФГОС СОО.
Приказом Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 №712 «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
22.03.2021 г № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности
в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности».
Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г.
№03-ПГ-МП42216
«Об
участии
учеников
муниципальных
и
государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности».
Уставом МБОУ «Етышинская ООШ».
Основной образовательной программой МБОУ «Етышинская ООШ».
Содержательное наполнение внеурочной деятельности

Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех
уровней НОО, ООО.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации
системной воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается с участием
коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией; реализуется в
единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и
другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения,
принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и
ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданскойидентичности обучающихся.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за
исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями
общеобразовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом
обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью
образовательной программы, в том числе предусматривающей углублённое изучение
отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования школы в сфере внеурочной деятельности и может включать в себя:
 внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной
программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных
предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся,
потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные
потребности обучающихся с ОВЗ;
 внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой)












обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, в том
числе направленные на реализацию проектной и исследовательской
деятельности);
внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения
образовательных
потребностей
и
интересов,
самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию
социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно
полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных
компетенций,
формирование
предпринимательских
навыков,
практическую подготовку, использование возможностей организаций
дополнительного образования, профессиональных образовательных
организаций
и
социальных
партнеров
в
профессиональнопроизводственном окружении;
внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации,
класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам,
культурные и социальные практики с учетом историко- культурной и
этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетнихобучающихся;
внеурочную деятельность по организации деятельности ученических
сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов,
разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских,
подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т.
д.;
внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение
учебной деятельности (организационные собрания,взаимодействие с
родителями по обеспечению успешной реализации образовательной
программы и т. д.);
внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической
поддержки
обучающихся
(проектирование
индивидуальных
образовательных маршрутов, работа педагогов-психологов);
внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия
обучающихся в пространстве школы (безопасности жизни и здоровья
школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах,
профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков,
возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей
средой, социальной защиты учащихся).
Планирование внеурочной деятельности

С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ
начального общего, основного общего, при формировании плана внеурочной
деятельности образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая
для обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговорыо важном» (1-9 классы);
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся (в том числе финансовой грамотности) (1 класс);
1 час в неделю – на занятия по профориентационному минимуму «Билет в
будущее» (6-9 классы).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:


часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения
изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектноисследовательской
деятельности,
исторического
просвещения);
занятия,
направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей
обучающихся;



часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии.
Цель и идеи внеурочной деятельности

Современный
российский
национальный
воспитательный
идеал
—
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной
организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Цели внеурочной деятельности:
 создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей;
 создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески
растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым
самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на
социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих
инициатив;
 создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в
свободное от учёбы время.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими
знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало
российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие
личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения
полученных
знаний;
достижение
личностных
результатов
освоения
общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты
освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание
российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности
и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально
значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Задачи внеурочной деятельности:
Обучающие
Развитие познавательного интереса, включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Приобретение определенных знаний, умений по видам деятельности, предусмотренных
данной программой.
Развитие мотиваций к следующим видам деятельности: спортивной, интеллектуальной,

эстетической, патриотической, социальной.
Освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе
современной научной картины мира, и опыта его примененияи преобразования в
условиях решения жизненных задач.
Воспитательные
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, старшими, родителями в решении общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и
настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового
образа жизни.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к праву и свободе человека.
Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного
позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание).
Развивающие
Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности.
Развитие личности школьника, его творческих способностей.
Формирование потребности в самопознании.
Организационные
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. Организация
общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными
организациями, библиотекой, Домом культуры, постом противопожарной охраны, семьями
учащихся. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной
работы в школе. Организация информационной поддержки учащихся. Совершенствование
материально-технической базы организации досуга учащихся.
Задачи внеурочной деятельности совпадают с задачами духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся,направлены на достижение
воспитательного результата и воспитательного эффекта.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовнонравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или ином виде
внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовнонравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие
результата).
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания,
совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Уровни воспитательных результатов:




Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний
(об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной
реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений
обучающегося к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,



природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом. Для достижения данного уровня, результатов особое значение
имеет равноправное взаимодействие обучающихся в защищенной, дружественной
им социальной среде
Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного
социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет его взаимодействие с социальными субъектами за пределами
образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда
удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом
деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид
внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой –
обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что
в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах
человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе
развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет
собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать
познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит
воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их
деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное
от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию
учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от
урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, клубов,
круглых столов, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов,
олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и
секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной
работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются
раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, спортивные, что
играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика,
чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на
человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и
поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные
ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от
эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного
сознания и общественной жизни.
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива
максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка,
способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию,
независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать
рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии
с ФГОС:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как

источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России,
правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему
народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование
российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты,
милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к
памяти предков;
общекультурное воспитание — формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда
(своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском
обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного,
бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных
духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей
среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других
людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом
личностных интересов и общественных потребностей.
Формы внеурочной деятельности:
 изучение правил спортивных игр, истории развития игры;
 организация подвижных игр, «Весёлых стартов», «Дней здоровья», внутришкольных
спортивных соревнований;
 проведение бесед по охране здоровья;
 применение на уроках игровых моментов, физкультурных минуток, зарядок для глаз;
 участие во всероссийских, краевых и районных соревнованиях.
 организация экскурсий.;
 работа кружков, секций;
 проведение предметных недель;
 организация конкурсов, олимпиад, КТД;
 участие в вахте памяти;
 участие в социально-направленных акциях;
 организация показательных выступлений;
 проведение тематических классных часов;
 встречи с ветеранами ВОВ и труда, с сотрудниками полиции, «Уроки мужества»;
 встреча с интересными людьми;
 разработка проектов к урокам;
В реализации программы участвуют:
 педагоги школы, реализующие программу;
 работники библиотеки, сельского дома культуры;
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
 традиции школы;
 особенности возраста, класса, индивидуальности детей;
 особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки;

 материально-техническая база школы.
Ожидаемые результаты
Личностные:
 готовность и способность к саморазвитию;
 сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки,
отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции
личностных качеств;
 сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
 получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
 освоение универсальных учебных действий;
 овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося благодаряего участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или
иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности
обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего
образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует
в общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт
публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими детьми.
Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном
пространстве;
Укрепление здоровья воспитанников;
Развитие творческой активности каждого ребёнка;
Снижение правонарушений среди несовершеннолетних;
Укрепление связи между семьёй и школой.
Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от
качества программы по её модернизации и развитию и
уровня управления этой
программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование,
контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью
идёт по следующим направлениям:
 организация работы с кадрами;
 организация работы с ученическим коллективом;
 организация работы с родителями, общественными организациями, социальными
партнёрами;
 мониторинг эффективности инновационных процессов.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Результаты обучения учащихся могут быть отслежены через участие детей в
общешкольных,
районных,
краевых, всероссийских
мероприятиях;
участия
обучающихся, в конкурсах различного уровня.
Промежуточная аттестация
обучающихся и контроль за
посещаемостью
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной
деятельности, не проводится.

Текущий контроль за посещением обучающимися класса занятий внеурочной
деятельности и занятий в организацияхдополнительного образования осуществляется
классным руководителем и преподавателем, ведущим курс.
Данный план внеурочной деятельности вступает в действие с 01 сентября 2023 года.
План внеурочной деятельности основного общего образования на 2023/2024 учебный год
принят с учетом мнения совета школы. Результаты могут быть учтены в форме защиты
проектной работы, выполнения норматива, выполнения индивидуальной или коллективной
работы, отчета о выполненной работе и т.п., в соответствии с рабочей программой учителя
и с учетом особенностей реализуемой программы.
Посещаемость ежедневно отмечается в журнале посещаемости.
Режим внеурочной деятельности
В 2023-2024 учебном году внеурочная деятельность реализуется в 1-9 классах в
соответствие с требованиями обновленного ФГОС.
В соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами
организован перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной
деятельности не менее 10 минут. Продолжительность занятий внеурочной деятельности
зависит от возраста и вида деятельности, должна составлять 40 минут, но не более
полутора часов в день.(СанПиН 2.4.2.3648-20). Перерыв между занятиями внеурочной
деятельности 10 минут. Домашние задания не предусмотрены.
Занятия внеурочной деятельности проводятся в школе в течение учебного дня с
группой обучающихся, сформированной из разных классов, с учетом интересов детей,
выбора родителей по отдельному расписанию. Наполняемость групп при проведении
занятий составляетот шести и более человек.
Обучающиеся в группах имеют возможность заниматься видами деятельности по
интересам.
Реализация часов внеурочной деятельности осуществляется за счет оптимизации
внутренних ресурсов учреждения, а также деятельности классного руководителя,
педагогов школы, педагога-психолога, библиотекаря.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков.
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в
академических часах) не более 10 часов в неделю.
Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания
результатов.
Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в школе. Основное
преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной
организации заключается в создании условий для полноценного пребывания ребёнка в
образовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебной,
воспитательной и развивающей деятельности в рамках основной образовательной
программы школы.
Этапы реализации внеурочной деятельности:
этап
1
Проектный
(август
–
сентябрь 2023г.)

Задачи
Подготовка
педагогическ
их кадров к
работе с
обучающими
ся по
внеурочной
деятельности

Мероприятия
Предполагается осуществить разработку модели
внеурочной
деятельности,
создать
творческие
лаборатории и программы их деятельности, определить
концептуальные положения и диагностические средства
мониторинга за результатами развития личности
учащихся.
Индивидуальные
собеседования
с
преподавателями-предметниками и руководителями
кружков, готовыми к
деятельности в данном направлении.

2
Практический
(сентябрь 2023 –
май 2024 уч.год)

Реализация
программы

3
Обобщающий
(май 2024г.)

Подведение
итогов

Реализация подпрограмм, апробация и использование в
образовательном процессе личностно ориентированных
технологий, приемов, методов обучения и воспитания
школьников, социальной и психологической поддержки
личности ребенка в процессе развития и раскрытия его
индивидуальных особенностей; проведение
мониторинга развития личности обучающегося
Обобщение опыта работы администрации, педагогов,
родителей и учащихся школы по моделированию и
построению программы внеурочной деятельности,
наметить перспективы и пути дальнейшего развития
программы.

Тематическое планирование и содержание деятельности
Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего и
подросткового возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие
ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы
общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование
и культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию).
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях
всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание
детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это
воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная
деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую
деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания
дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
Для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного
образования в школе созданы необходимые условия. Вся система работы школы по данному
направлению призвана предоставить возможность:
 свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе,
отвечают их внутренним потребностям;
 помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным,
реализовать и развить свои таланты, способности;
 стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность
за свой выбор;
 быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу,
занимающим активную жизненную позицию в борьбе засохранение мира на Земле,
понимающим и принимающим экологическую культуру.
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие
организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно
преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:
 на регуляции социального поведения ребёнка;
 привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;
 сохранение положительного отношения к школе и учению;
 воспитание здорового образа жизни;
 интегрирование усилий учителя и родителей;
 привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.
Коррекционное направление (обучающиеся коррекционных классов, далее 6к,8к)
Корррекционные занятия направлены на преодоление отклонений в психофизическом и
личностно-социальном развитии учащегося. Эти занятия являются необходимым условием
для освоения учащимся учебной программы, способствуют совершенствованию
сохранных функций, формированию социальных умений и навыков, развитию
коммуникативных навыков, коррекции нарушений в развитии и т.п.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в следующих направлениях:
 коррекция отдельных сторон психической деятельности;
 развитие основных мыслительных операций;
 развитие различных видов мышления;
 коррекция индивидуальных пробелов в академических знаниях.
Формы работы при реализации программы:
 занятия с психологом;
 индивидуальные занятия с учителями предметниками

План внеурочной деятельности
1-4 классы
Направление внеурочной
Программа
деятельности
Часть, обязательная для всех обучающихся
Информационнопросветительские занятия Разговоры
патриотической,
о важном
нравственной и
экологической
направленности
Занятия по формированию
Функциональная
функциональной грамотности грамотность
обучающихся
Вариативная часть
Правила здорового питания

Количество часов в неделю
3
1
2
4
Итого
1

1

1

4

1

1

1

1

Чтение с увлечением
Занятия, связанные с
Логика
реализацией особых
Экологическая тропа
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей обучающихся.
Орлята России

1

1

1
1

2
1

1

1

2
2

1

Весёлый карандаш

1

Итого

4

1

2
1

3

3

4

14

План внеурочной деятельности 5-9классы
Направление внеурочной
деятельности

Программа

Количество часов в неделю
5

6

6к

7

8

1

1

8к

9

Итого

1

5

Часть, обязательная для всех обучающихся
Разговоры о важном
Информационнопросветительские занятия
патриотической,
нравственной
Занятия направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся

1

Юный краевед.
Я, ты, он, она – вместе
целая страна.
Билет в будущее

1
1

1

1
1

1
1

1

1

1

5

1

1

Вариативная часть

Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся

Подготовка к ОГЭ по
русскому языку
Занимательная
грамматика
Социальная и бытовая
адаптация
Чувствуем, познаём,
размышляем
Коррекция устной и
письменной речи
обучающихся
Весёлый каллиграф

1

Секреты речи
Итого

3

3

1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

5

3

2

5

3

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Основная образовательная программа дошкольного образования

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».